Культура

Художник мичуринской эпохи

17 октября в доме-музее А.М. Герасимова состоялась выставка работ художника С.С. Варсонофьева, современника И.В. Мичурина


Художник-живописец С.С. Варсонофьев входил в золотую пятерку, объединенную А.М. Герасимовым в Коммуну творчества козловских художников. Вместе с талантливыми живописцами своего времени Д.Р. Паниным, С.Г. Архиповым, Н.А. Бубновым и А.М. Герасимовым Варсонофьев активно участвует в городских художественных выставках. В то время он создает картины о терроре Мамонтова в Козлове под названием «Мамонтовский погром». Также художник часто изображает зимние народные гулянья. Картины «Тройка», «Красный обоз» изобилуют такими деталями, как деревянные избы, девушки в русских платках. При этом в его работах можно увидеть много атрибутов новой Советской России. 

Огромная часть творчества Варсонофьева посвящена великому преобразователю природы Ивану Владимировичу Мичурину. Художник реалистической школы неизменно изображает великого ученого в работе: «Мичурин за работой в кабинете», «Мичурин и Калинин», «Мичурин встречается с рабочими» и т.д. Многие картины живописца исполнены в большом масштабе. Его пейзажные работы тоже так или иначе продолжают тему величия селекционной науки. Изображаемое им опытное виноградное поле и цветущий яблоневый сад поражают своим размахом и точностью деталей. 
Давняя дружба с живописцем мирового уровня Герасимовым подтверждается портретом Варсонофьева, автором которого является Александр Михайлович. На нем изображен человек с непростой судьбой. Глубокие морщины и печальный взгляд – это то, что Герасимов подмечает в своем друге и передает на полотне. Действительно, жизнь у Варсонофьева складывалась непросто. Несчастная любовь в юном возрасте к красивой девушке, которой он остался верен до конца жизни, наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Сергей Сергеевич, будучи одиноким и бездетным, полностью отдается художественной и преподавательской работе. Человек с необыкновенными душевными качествами, работая учителем рисования в школе №50 (ныне №18), все свое свободное время посвящает ученикам. В тяжелый период гражданской войны, когда многие дети росли в неполных семьях, Сергей Сергеевич заменял им отца. В 1947 году живописец организует художественную студию, некоторые выпускники которой впоследствии добиваются больших успехов в художественном творчестве.
Картины С.С. Варсонофьева, украшавшие ранее стены столовой центральной лаборатории ЦГЛ и актового зала школы №18, после смерти художника находились на грани уничтожения. Отдельные его работы были чудом спасены, так как во время ремонта их пытались выбросить за ненадобностью. Картины живописца, изображающие значимые для нашего города исторические периоды, были в конце концов оценены по достоинству и признаны федеральной собственностью. До организации выставки большая часть полотен Варсонофьева хранилась во ВНИИГ и СПР (в ЦГЛ). Директор научно-исследовательского института Николай Иванович Савельев согласился передать некоторые работы художника музею-усадьбе А.М. Герасимова. Остальная часть картин, посвященная жизни и деятельности И.В. Мичурина, либо останется в ЦГЛ, либо пополнит фонды новообразованного музея, расположенного в основном питомнике.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Детский писатель – на мир глазами ребенка

В рамках фестиваля детского чтения и акции «Читаем вместе» наш город посетил детский писатель Александр Дорофеев


У писателя Александра Дорофеева очень богатая творческая биография. Он печатался практически во всех детских журналах и сборниках, издал более двадцати книг, которые были напечатаны не только в России, но и в Европе и Азии. Многие его рассказы инсценированы для телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши», где ему случалось выступать и в качестве ведущего. Писатель продолжительное время работал ответственным секретарем легендарного детского журнала «Мурзилка».

В 1991 году Дорофеев приехал в Мексику на книжную ярмарку и задержался там на десять лет среди пирамид, кактусов, текилы, ацтеков и майя. Причем последние два года он обитал на острове в Карибском море (близ полуострова Юкатан), зарабатывая рыбной ловлей, добычей лобстеров и живописью. Кстати, живопись не раз становилась основным заработком писателя. Одно время он даже работал реставратором настенной росписи в церквях и монастырях (христианских, мусульманских и буддийских). Приходилось писателю и самому иллюстрировать свои книги. Талант художника подтолкнул его к написанию биографических книг о таких гениальных художниках, как Врубель, Шишкин, Коровин, Кустодиев. 
Вернулся Дорофеев в Москву в 2001 году. Перемена мест привели к тому, что он начал писать повести и романы для взрослых: «Мексиканский для начинающих», «Московское наречие», «Летопись вечной мерзлоты». В настоящий момент писатель занят написанием книги по заказу Сретенского монастыря под названием «Дети Божии». Это серьезная работа, посвященная евангельским событиям, в частности, деяниям апостолов. 
«Я никогда не разделяю, для кого пишу – для взрослых или для детей: что Бог на сердце положит, то и выходит», – говорит писатель. Тем не менее язык у Александра Дорофеева настолько яркий и образный, что понять его в полной мере могут, наверное, только дети. Писателю удалось невозможное: в зрелом возрасте он сохранил детскую непосредственность мышления. Его необузданная приключенческая фантазия, сопряженная с хорошей долей юмора, легко находит путь к детским сердцам. В своих книгах он легко погружается в мир грез и мечтаний, увлекая за собой и читателя. Вот как он рассказывает о своей жизни в Мексике: «Остров – семьдесят километров на двадцать – тишайший, особенно, когда повсеместно отключалось электричество. Самые тяжелые преступления – кражи велосипедов. За это полагалась смертная казнь, хотя на острове вообще никто не умирал. За все прожитое там время только три коровы, которых завез еще Христофор Колумб». 
Романтик и путешественник Александр Дорофеев способен подметить в обычной жизни то, что другим может показаться обыденным и безынтересным. «Писать истории, основанные на реальных событиях, мне не очень интересно, я хочу создавать новую реальность», – рассказывает писатель. Любовь к вымышленному настолько в нем сильна, что даже в книгах о художниках, предполагающих документальное содержание, писатель находит место для выдумки. «Признаюсь, что сочинил там некоторые вещи», – говорит с улыбкой Дорофеев.
Одним из интересных направлений в современной детской литературе являются книги с персонализацией. В этом жанре попробовал себя и Дорофеев. Рассказы, в которых имя главного героя совпадает с именем ребенка, для кого эта история сочиняется, легко поддаются фантазийному писательскому перу. Благодаря тому что иллюстрации в книге созданы на основе фотографий конкретного мальчика или девочки, ребенок, читающий книгу, видит себя участником событий. Кроме этого Александр Дорофеев отмечает устойчивую тенденцию в современной детской литературе к жанру «фэнтези». «В этом жанре господствует не только фантазийный разгул, но и стилистическая распоясанность, – подмечает Дорофеев. – Сейчас на стилистику, прямо скажем, внимания обращают мало, поэтому серьезная детская литература уступает место чисто игровой. Если рассматривать литературу как средство заработка, то многое из нее улетучивается. Я понимаю, что сейчас все построено на коммерческих отношениях, и не осуждаю тех, кто хочет заработать, но не могу сказать, что лично мне это приятно».

КСТАТИ

Губернатор Олег Бетин встретился с известным поэтом Андреем Дементьевым – автором таких любимых народом стихов и песен, как «Отчий дом», «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Аленушка». Поэт впервые прибыл в Тамбов для участия в творческом вечере в рамках фестиваля книги и чтения «Читаем вместе!». На встрече шла речь о проблемах, стоящих перед современным обществом, возрождении и укреплении института семьи, необходимости поддержки культуры и литературы, в частности, молодых поэтов и прозаиков. Губернатор Олег Бетин предложил организовать и провести в Тамбове всероссийскую конференцию или слет молодых литераторов. Андрей Дементьев поддержал это предложение. 
«Если это удастся воплотить, то мы возродим великую традицию, которая была когда-то, когда к молодым было внимание, – сказал Андрей Дементьев. – В нашей стране удивительно талантливый народ, надо ему только помогать. Идею губернатора Олега Бетина, я думаю, подхватит вся Россия».

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

По-прежнему на высоте

Мичуринский драматический театр открыл 117-й театральный сезон


Уже в начале сезона актеры отыграли сразу несколько премьер: «Давным-давно» («Гусарская баллада»), «Дикарь», «Нюра Чапай», веселая интерактивная игра для юных зрителей «Цирк зажигает звезды». 

Директор театра Галина Николаевна Попова поделилась планами на грядущий сезон: «Театральное искусство становится все более востребованным. Это значит, что мы достойно держим планку. Этому помогают профессиональная режиссура, сплоченная труппа, которая с каждым годом только укрепляется. В этом году театр пополнился молодыми кадрами, украсившими нашу актерскую «обойму». Впереди у нас большие рабочие планы. Это и гастроли по стране, и участие во многих фестивалях. Еще в новом сезоне кроме уже объявленных премьер готовятся новые постановки. Так что постараемся не огорчить нашего зрителя».
Актриса Яна Бендерская играет Шурочку в спектакле «Давным-давно». Это ее первая большая роль в театре. «Мне было очень приятно ее получить, – говорит Яна. – Но это большая ответственность, поскольку я только пришла в театр. Очень волнуюсь перед премьерой, потому что должна оправдать ожидания режиссера и зрителей. Сказать, что мне все удалось, не могу: иногда настоящее полноценное вживание в образ происходит не на репетициях, а на самом спектакле, который играется не первый раз. Получится это у меня или нет, решать зрителям, которые совсем скоро увидят наш спектакль. Мне же было очень интересно работать, ощущая поддержку коллег, понимающих мое волнение перед исполнением первой главной роли в театральной жизни. Думаю, что наша работа понравится мичуринцам, потому что это всем известная история о любви, долге и чести, героических подвигах. Она никого не может оставить равнодушным. Надеюсь, что после просмотра у зрителей останутся только самые светлые и теплые воспоминания».

Дикая история о любви

История, рассказанная в спектакле, уносит нас к тем временам, когда прогрессивные умы бросали вызов ханжеству высшего света с его условностями и лицемерием. Смелые идеи говорили о том, что истинным человеком может быть только тот, кто избежал влияния общества, не усвоил штампованных мыслей стандартного образования. Таким человеком оказывается дикарь, дитя природы. Восхищение человеком в его чистом естестве, рождающем светлый разум и внутреннее благородство, – главная идея пьесы. Природа как высшая объективная истина дает ответы на все вопросы. Пьеса «Дикарь» А. Касона крайне привлекательна для постановки, так как основана на давно усвоенном и осмысленном человечеством противостоянии искусственного и естественного. Не удержались создатели спектакля от того, чтобы «похулиганить» на сцене, дать волю тайному желанию человека вести себя так, как заблагорассудится, быть искренним и прямолинейным, сказать в лицо то, что говорить нельзя, разоблачить неправду, противостоять лицемерию. То, что не позволено другим, возможно дикарю – человеку непосредственному и необузданному, как сама природа. Это одна из тех тем, которая всегда будет восприниматься зрителями легко и с удовольствием. Человек как чистый лист бумаги – идея, будоражащая умы философов прошлых столетий, вполне понятна и человеку ХХI века. Вложить в человека самое лучшее – утопическая педагогика, идеальным объектом которой является «дикарь». Натура по-прежнему противостоит культуре, зверь рвется наружу, но даже в своем диком обличье он гораздо честнее и лучше многих, кто его окружает. Законы жанра не терпят идеализации, требуя трагедии и жертв. Утопия о не испорченном цивилизацией человеке терпит крах. Идея доказывает свою несостоятельность, когда дикарь в какой-то момент становится заложником принципов, которые в диком состоянии не должны его волновать. История любви и романтика свободы не может не завоевать зрительских симпатий. Красивый спектакль в постановке приглашенного режиссера из Вышнего Волочка В. Коломока в легком и непринужденном исполнении актеров мичуринского театра, безусловно, найдет своих поклонников.
«Нюра Чапай» как сценический эксперимент
Спектакль «Нюра Чапай» в постановке главного режиссера Мичуринского драматического театра О. А. Куртанидзе отнесена к разряду новаторской, лабораторной режиссуры. В этом спектакле актеры не могли спрятаться ни за выигрышную классическую фабулу бессмертной драматургии, ни за хитросплетенный сюжет комедий положений, ни за любовную лирику. Четыре актера на малой сцене лицом к лицу к зрителю, как на ладони, сумели показать взаимоотношения одной семьи. Это, похоже, одна из самых малобюджетных постановок мичуринского театра. Круглый стол, несколько стульев и матрешки – вот практически все декорации спектакля. Звуки прошлого (тиканье часов, шипение старого радио) призваны тронуть чувства тех, кто с детства впитал в себя неповторимую атмосферу бабушкиного дома. Эти щемящие сердце воспоминания будят вещи, хранящие память о прошедшей эпохе. Небольшая завязка, легкий штрих сюжета, а все остальное чистая психология. То, что давно в ходу на театральных подмостках российских мегаполисов, в новинку провинциальному зрителю. Приковать внимание зрителей к семейным отношениям, к маленькой проблеме небольшой узнаваемой российской семьи – задача не из легких. Правила в спектакле диктуют женщины разных возрастов, поэтому на сцене – логика абсурда, тупиковые конфликты и неожиданные поступки. В поддержку «голой» игры актеров только телевизор, давно ставший необходимым фоном семейных разборок, пререканий и ссор во многих российских домах. Фрагменты из старых фильмов, забытых телепередач, доносящихся словно из прошлого, вносят дополнительные смыслы в основные диалоги. Новаторство в режиссуре обращено к актеру: требуется немало энергии, чтобы удержать зрительское внимание. Интерес строится на личности и харизме персонажа. Проблемы отцов и детей в современном обществе уже неоднозначны. Привычный мир перевернулся с ног на голову, дети требуют от родителей разумных поступков, родители борются за свободу. Это благоразумные дети и неблагоразумные родители, непонимание одних и неожиданное взаимопонимание других. Поколение будущего находит общий язык с поколением прошлого. Неожиданное пробуждение жизни на ее закате рождает всплеск эмоций. Юмор ситуации, юмор характеров не раз заставляет зрителей от души посмеяться. Лабораторное искусство выигрывает, если строится на классическом фундаменте. Маститые и молодые актеры идеально справились со своей задачей. У них получилось быть интересными практически при отсутствии сюжета и видимого развития событий. Это новое направление для нашего театра, которое приоткрыло для мичуринского зрителя неизвестные ранее тенденции прогрессивного театрального искусства. Эксперимент удался, зрители ждут новых идей и смелых воплощений.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Доброе кино возвращается

В Мичуринске прошел кинофестиваль «Свет лучезарного ангела»


Зрители имели возможность увидеть лучшие фильмы кинофестиваля. В кинотеатрах Тамбова, Мичуринска и в других районах области художественные, анимационные, документальные и короткометражные картины, ставшие лауреатами и призерами фестиваля в разные годы, демонстрируются уже в четвертый раз. «Доброе кино возвращается» – девиз фестиваля, фильмы которого не похожи на другие, доносят до зрителей вечные духовные ценности, учат добру, милосердию и другим добродетелям. В этом году в Мичуринске было представлено четыре художественных и семь анимационных фильмов.

В нашем городе кинофестиваль открывался фильмом «Если все» режиссера Натальи Беляускене. Картина, снятая в солнечной Армении, рассказывает историю русской девушки, отправившейся на поиски могилы отца, погибшего во время военного конфликта в Арцахе. Тема войны и мира, национальных столкновений и человеческих чувств, незаживающих ран, всепрощения и примирения с самим собой заставляет зрителей еще раз задуматься о событиях, происходящих в мире. Бессмысленность человеческих жертв, эхо войны и непроходящая боль многих поколений людей не оставляет умы и сердца кинорежиссеров уже много лет. Это еще один фильм, способный пробудить межнациональное сознание и сплотить людей, находящихся по разные стороны политических границ. В центре фильма находятся люди, стремящиеся выполнить долг перед теми, кто пал жертвой войны и остался вне политических разногласий. Боль и вина, лежащая на душе у главных героев, заглушается благодаря поступку, бесспорно одобряемому всеми людьми независимо от возраста, нации, политических убеждений. При всей смысловой глубине картина не лишена ярких красок и оптимистичного настроя. Талантливая операторская работа, во всей красе показавшая природу горной Армении, дает возможность русскому зрителю, изголодавшемуся по качественным фильмам, оценить впечатляющие образы. В прошлом году картина была представлена на соискание премии Оскар, получила призы за лучшую армянскую картину, показана на фестивале в Пекине, Корее, Германии, Франции. Зрители тепло принимали ее во всем мире.
Завершился фестиваль в Мичуринске показом фильма Александра Столярова «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Это одна из лучших и долгожданных картин, собравшая большое число зрителей. Фильм рассказывает о реальной личности – греческом монахе старце Паисии, ныне святом, скончавшемся в конце двадцатого века на Афоне. Для воцерковленных людей, знакомых с жизнеописанием и богословскими трудами старца, фильм стал настоящим подарком. Для людей, далеких от церковной жизни, картина приоткрывает завесу тайны, рассказывая о неизвестной и удивительной жизни за монастырскими стенами. Совершенно другой мир, живущий по своим законам, способен удивлять и завораживать. Удачен образ святого, который раскрывается через взгляд молодого послушника, студента операторского факультета, которому поручено снять документальный фильм о жизни подвижника. Неопытный в духовной жизни юноша легко впадает в крайности, не избегает духовных ловушек, приготовленных на пути совершенствования. Только опытность старца спасает послушника от опасных искушений. Жизнь рядом со святым человеком полна чудес и удивительных событий. Примечательно, что автор фильма не идеализирует монашескую жизнь, показывая многогранный церковный мир, где не все способны выдержать подвиг служения Богу. Только святость старца, озаряющая любовью окружающих, способна показать истину, уничтожить все заблуждения, призвать к покаянию. Образ истинного монаха импонирует. Хранитель великой божественной тайны загадочен и прост одновременно. Поучая иносказательно, подвижник не дает советов и назиданий, позволяя человеку самому делать выводы. Добрый, светлый, оптимистичный фильм бесспорно претендует на звание настоящего духовного кино.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Сезон премьер

Мичуринский драматический театр открывает 117-й театральный сезон


В этом году театр ждет зрителей раньше обычного. Три премьеры состоятся 27, 28 и 29 сентября. 
За лето в жизни театра произошло сразу несколько важных событий. Мичуринский театр выиграл три федеральных гранта. В рамках поддержки молодой режиссуры грант на постановку спектакля выиграл режиссер театра Юрий Раменской. Выбор молодого постановщика остановился на пьесе Вампилова «Старший сын». По словам режиссера, это будет живая, человечная история в ретрообертке, несущая в себе мощный стилистический заряд. Постановка обещает пробудить трогательные ностальгические чувства и отогреть душу поколению, которое разучилось общаться и понимать друг друга. 
Два других гранта были направлены на поддержку театров малых городов России и театральных изысков. 800 тысяч рублей и поездка на гастроли в Камышин стали наградой за успешную творческую деятельность. Кроме того, театру выпала честь закрывать Дни культуры Тамбовщины в Санкт-Петербурге. В северной столице мичуринский драмтеатр покажет спектакль «Гроза» по пьесе Островского, который был внесен в золотой фонд театрального искусства России. 
Одна из самых заметных премьер этого сезона – спектакль «Дикарь» в постановке приглашенного режиссера В. Коломака. Это романтичная история о любви, человеческих взаимоотношениях, основанных на предательстве, выгоде и всепобеждающей силе чистого чувства. Кто же дикарь в этой истории: главный герой или окружающие, пытающиеся выставить его в этом свете? Это главный вопрос, который ставят перед зрителями создатели спектакля. Постановка не перегружена историческими деталями, костюмы и декорации исполнены в стильном условном оформлении.
Мичуринский театр не перестает экспериментировать. К таким постановкам можно отнести премьеру этого сезона «Нюра Чапай» по пьесе эпатажного екатеринбургского автора Николая Коляды. Несмотря на вызывающее содержание пьесы, акцент в постановке Олега Куртанидзе будет сделан не на эпатаже, а на межличностные отношения внутри семьи, состоящей из трех поколений. 
Главный режиссер театра Олег Амиранович Куртанидзе: 
– Мы стараемся говорить со зрителями сегодняшним языком. Это лабораторная режиссура, чуждая стереотипов. Мы рассказали историю одной семьи так, как будто зритель случайно заглянул в замочную скважину.
Примечательно, что две постановки этого сезона созданы по произведениям, более известным широкому зрителю по фильмам. Это историческая баллада о гусарах «Давным-давно» и готовящаяся постановка «Старший сын» Вампилова. Авторы спектакля уверяют: удачная экранизация не закрыла для постановщиков и для зрителей смысловой глубины этих произведений. Зрители смогут открыть для себя новые грани известных историй. 
С целью привлечь зрителей разных возрастов 15 и 25 сентября на улицах города состоится театрализованное костюмированное шествие. Актеры театра, передвигаясь пешком и в экипажах, приоткроют завесу тайны, показывая отрывки из премьерных спектаклей. Таким образом, они заявят о том, что в городе живет, здравствует и процветает труппа мичуринского театра.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

В Мире Танца

Постоянно повышать профессиональное мастерство – очень важно! 


Летом этого года директор культурно-образовательного центра современной хореографии «В Мире Танца», руководитель ансамбля «В Мире Танца», хореограф Ирина Павловна Звягина окончила курсы повышения квалификации «Основы композиции и постановки танца» и получила сертификат!

– Около 3-х месяцев мы занимались в режиме онлайн с лучшими преподавателями, выполняли практические задания, слушали лекции, общались с другими хореографами и руководителями танцевальных коллективов, сами оценивали и разбирали постановки друг друга! Меня данный курс научил многому, но я хочу сказать отдельное спасибо Наталье Довбыш за огромный труд, который она вкладывает в развитие своего сайта и обучающие программы, – говорит Ирина Звягина. 
– Именно Наталья вдохновила меня написать мою первую книгу «Танец живота для начинающих. Теория. Методика. Практика». Сейчас я заканчиваю работу над второй книгой. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех читателей, которым понравилась моя книга, всех тех, кто занимается по моей методике восточными танцами и кому она помогает в работе и в жизни.
– Онлайн-обучение гораздо сложнее обычных курсов повышения квалификации, которые я посещала раньше. Инновации в танцах, как и в обычной жизни, имеют очень важное значение: они дают новые возможности, знания и практический опыт. Лучшие танцоры, лучшие преподаватели всего мира делились с нами своими методами работы, хореографией и профессиональным мастерством, оценивали наши постановки! Желаю всем творческого вдохновения и новых успехов в наступающем учебном году! Самое главное – шагайте в ногу со временем! – отмечает Ирина Звягина.
Ирина Павловна заканчивает работу над второй книгой по танцам востока. В планах – написать третью, а также отправиться в учебно-методическую поездку по Египту, Турции и Объединенным Арабским Эмиратам. 
Желаем молодому танцевальному ансамблю «В Мире Танца», которому в сентябре исполняется 2 года, и его руководителю Ирине Павловне Звягиной творческих успехов!
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

50 лет без А.М. Герасимова

Под таким названием 12 августа в музее-усадьбе А.М. Герасимова открылась выставка, посвященная памяти знаменитого земляка


В день памяти прославленного художника два этажа выставочных залов музея были украшены работами А.М. Герасимова – факсимильными копиями, оригиналы которых хранятся в ведущих музеях страны и мира, и бесценными шедеврами, принадлежащими кисти мастера, находящимися в фондах мичуринского музея. Ежегодно в Мичуринске проходят памятные мероприятия, приуроченные ко Дню рождения талантливого живописца. Как и в предыдущие годы, одним из почетных гостей праздника стал единственный оставшийся в живых ученик А.М. Герасимова народный художник Армении Захар Авакович Хачатрян, которому к настоящему времени исполнилось 90 лет.

Директор музея-усадьбы Тамара Ильинична Воронова рассказала о том, как 38 лет назад создавался музей А.М. Герасимова. Руководству пришлось преодолеть немало трудностей на пути строительства выставочного зала. Была проделана огромная работа по сбору экспонатов, картин, документов, фотографий. Усадьба художника, ставшая в 1975 году музеем, по праву названа мемориальной. Здесь сохранилась та же обстановка и мебель, как и при жизни художника. З.А. Хачатрян, в годы юности работавший в его мастерской, признается, что он, приходя в дом художника, ощущает живое присутствие своего учителя. 
З.А. Хачатрян вспоминал о личности А.М. Герасимова и рассказывал о том, что Александр Михайлович, возглавляя Академию художеств СССР, был простым в общении человеком, принимал искреннее участие во всех делах, уделял внимание студентам, по их просьбе оценивая живописные работы учащихся. Художник-человек – такую оценку дал ученик своему знаменитому учителю. Портрет А.М. Герасимова в исполнении Захара Аваковича к юбилею художника был выкуплен у частного коллекционера из Армении, подарен мичуринскому музею и в праздничный день украсил выставочный зал.
А.М. Герасимова по праву называют истинно русским художником. В советской истории найдется немного живописцев, чье дарование сопоставимо с изобразительным талантом нашего земляка. Его произведения – образцы русского реалистического искусства. Классика в жанре и в исполнении дала фундаментальные основы для обучения живописному мастерству многим поколениям художников не только России, но и всего мира. 
На нашем городе лежит ответственность по сохранению памяти и приумножению всего, что связано с именем талантливого художника. Пока благодаря усилиям музейных работников Мичуринск с честью справляется с этой задачей. Полный мемориальный комплекс и уникальная коллекция произведений изобразительного искусства, собранная в музее-усадьбе, не раз удостаивались различных наград, среди которых и диплом «Ведущее учреждение культуры России».
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Художник света и добра

В Мичуринском краеведческом музее открылась выставка, приуроченная к 75-летию со дня рождения Ю.А. Марухина


Уроженец деревни Александровка Мичуринского района, кинооператор, сценарист, режиссер-постановщик Юрий Александрович Марухин – создатель фильмов, которые заняли достойное место в истории кинематографа. Он является автором десятков документальных и художественных кинолент. Среди них «Последний хлеб» (1963), «Любимая» (1965), «Восточный коридор» (1966), «Жди меня, Анна» (1969), «Черное солнце» (1970), «Солдатки» (1974), «Лесные качели» (1975), «Осень земледельца» (1979), «Мое полесье» (1981), «Затишье» (1981), «Человек, который брал интервью» (1986), «Птицам крылья не в тягость» (1989), «Стервятники на дорогах» (1990), «Путь к славе» (1997), «Три женщины и мужчина» (1998) и др. Марухина не зря называют художником света и добра. Его фильмы о правде, доброте, вере и порядочности, любви к Родине, ответственности человека за свои поступки. 

В выставочном зале музея собрано множество вещей и фотографий, связанных с жизнью и творчеством талантливого земляка. Фотокадры из фильмов, фотографии из личных архивов друзей Юрия Александровича, старая фототехника и рабочие инструменты кинематографиста были представлены на обозрение зрителей. В день открытия выставки почтить память известного кинооператора собрались те, кто знал Марухина лично. Его друзья и знакомые поделились воспоминаниями о выдающейся личности кинохудожника. Его учителями, прививавшими ребенку способность видеть прекрасное, были в нашем городе А.В. Платицын и Л.М. Калиниченко. Руководитель фотокружка Дома пионеров Леонид Михайлович Калиниченко рассказал о том, как начинались первые творческие шаги будущего мастера. Он принял Юрия в свои ученики и сразу выделил его среди прочих подопечных. Отсутствие собственного фотоаппарата не помешало мальчику в совершенстве освоить премудрости фотоискусства. С помощью фотобумаги, проявителей и различных приспособлений ему удавалось создавать необычайно красивые изображения, памятные открытки, которые он щедро раздавал друзьям. Учитель признается, что ученик изначально обладал большими задатками и интуитивно чувствовал композицию, так что обучать его было очень легко. Он все схватывал на лету и во многом превосходил сверстников в художественном плане. К моменту окончания школы Юрий определился с будущей профессией, решив связать свою жизнь с киноискусством. Только со второго раза ему удается поступить во ВГиК. В 1962 году он, будучи учеником заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.В. Косматова, оканчивает операторский факультет ВГИКа. С 1961 года Юрий Марухин работает на киностудии «Беларусьфильм».
В скором времени он добивается признания в среде кинематографистов и становится одним из видных и уважаемых кинооператоров страны. В общей сложности Ю.А. Марухин отдал кинематографу около сорока лет жизни, работая не только в Белоруссии и России, но и в Италии, Германии, США, сотрудничая с такими титанами мирового киноискусства, как Менахем Голон и Стивен Спилберг. При этом он никогда не забывал о своей малой Родине, часто приезжал в Мичуринск к своим родным и друзьям, участвовал в судьбе родного города. 20 декабря 2001 года Юрий Александрович Марухин скончался в Минске.
Данная выставка положила начало запланированным мероприятиям, приуроченным к 75-летию со дня рождения известного кинематографиста. Продолжится неделя памяти талантливого земляка показом фильмов Юрия Марухина.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Свобода творчества

В Мичуринском краеведческом музее открылась выставка молодых дарований «Свободный стиль»


Талант без границ

Молодым дарованиям предоставили полную свободу творить в разных жанрах стилях, направлениях. Сотрудники музея позволили молодым людям на свое усмотрение оформить выставочный зал, на свой вкус развесить работы. Начинающие художники, фотографы, вышивальщицы показали себя, предоставив на суд зрителей работы, свободные от каких-либо условностей и штампов. 
Молодые живописцы выставили свои картины, выполненные в стиле импрессионизм, тяготеющем к реализму. Юность – не то время, когда художники стесняют себя рамками одного жанра. Молодежь не приемлет никаких рамок, наверное, поэтому в оформлении картин они вообще отказались от рамок, следуя модной тенденции выставлять работы на подрамниках (холст, натянутый на каркас без традиционного обрамления). В изображаемых этюдах чувствуется стремление к совершенству мастеров и проглядывает непосредственность юности.

Поймать мгновенье
Молодые фотографы показали свой взгляд на окружающий мир через фотоискусство. Толчком к увлечению фотографией для некоторых послужила покупка полупрофессиональной фототехники. Участники выставки направили свое внимание и объективы фотоаппаратов на природу, архитектуру и людей. Прогрессивная молодежь объединила в своем творчестве традиционные объекты для съемки и новые артнаправления в фотографировании, такие например, как «фриз лайт» (замороженный свет). Этот прием представляет собой рисунок фонариком на фотоизображении, получаемый с помощью возможности долгой выдержки при фотосъемке. Так Боголюбский храм и ночной лес были украшены световыми линиями. С помощью этих приемов фотолюбителям удается создать загадочное, непривычное восприятие привычных объектов. 
Некоторые работы молодых художников были созданы по воле случая, то есть при удачном стечении обстоятельств. Например, фотография с изображением большого низко повисшего над землей облака. Другие фотоработы стали результатом завидного упорства и экспериментаторского интереса. Для того чтобы получить идеальное макроизображение одной капли дождя, фотографу пришлось сделать около 800 снимков. Вероятность получения столь четких брызг воды было невелико, но упорство молодого фотолюбителя взяло верх над теорией вероятности, поэтому ценная фотография украсила выставочный зал. Фотографы не удержались и от экзотических зарубежных видов: архитектура Чехии, Германии и других стран также попала в кадр мичуринских фотографов. Надо отметить, что при всем разнообразии выбора объектов для съемки молодые авторы умеют заметить главное: среди бурлящего мегаполиса с новостройками-небоскребами они могут увидеть старую церквушку, вдохновившись контрастом кричащего нового и душевного старого.

Вечная молодость
Среди молниеносного искусства фотографии, где главенствует сиюминутное настроение и еле уловимое мгновенье, выделялись на выставке вышитые работы. Молодые вышивальщицы, влюбленные в многовековую технику вышивки крестом, вызывают особое уважение. С помощью тысячи мельчайших крестиков они строят изображение, пропитанное теплотой человеческих рук. Сама техника вышивки диктует сюжеты для картин. Изящные девушки в шляпах, кошки, лебеди просятся в интерьер, обещая уют и спокойствие. Кропотливый труд вышивальщиц гипнотизирует и увлекает. Разноцветные стежки внезапно приобретают очертания и выливаются в заманчивые образы. В вышитых работах есть что-то родное и близкое, то, что не позволяет оставаться равнодушными. Восхищает то, что при всем техническом совершенстве современной жизни находятся люди, приобщенные к традиционному ручному творчеству, среди которых немало и молодых.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Пушкинские дни

4 июня в Мичуринском краеведческом музее состоялся второй фестиваль искусств имени А.С. Пушкина


За два дня до Дня рождения великого поэта в здании краеведческого музея собрались самые активные пушкинисты. Для них Пушкин является не просто классиком давно ушедшей эпохи, известный только по страницам школьных учебников, он остается живой личностью, формирующей мировоззрение не одного поколения русских людей. 

Кто такие пушкинисты? Это те, для кого Александр Сергеевич по-прежнему остается родным и близким. Те, кому в тревожных снах снится, что Пушкин не погиб, что они своей грудью заслоняют поэта от пули дуэлянта. Это те, кому время от времени приходит в голову светлая мысль перечитать «всего Пушкина». Это вдохновленные эрудиты, способные даже ночью прочитать наизусть всего «Евгения Онегина». Это исследователи, краеведы и поэты, упорно ищущие связь Александра Сергеевича с Тамбовской землей, настойчиво отыскивая тамбовскую тропинку к Пушкину. Это те, кто в мечтах встречает поэта на вокзале родного города, резонно предполагая, что его могло бы занести в наши края, так как у него здесь жила (и живет) родня, а Тамбовский край является местом государственного служения его литературного учителя Гавриила Романовича Державина. 
Почитатели творчества гения русской литературы пришли в этот день найти в знакомых и любимых строках новые смыслы, ощутить настроение пушкинской поэзии, рассказанную через танец, песню, инструментальную музыку. Эта идеальная эпоха для всех мечтателей и романтиков с яркими атрибутами – балами, дуэлями и неиссякаемыми потоками изысканной поэзии – была удачно передана через творчество хореографических коллективов, вокалистов и учащихся музыкальных школ Мичуринска и Тамбова.
Традиция проведения праздника, посвященного Дню рождения поэта, который ежегодно 6 июня проходит в городском парке культуры и отдыха, насчитывает уже 35 лет. Пушкинский фестиваль искусств проходит в нашем городе во второй раз и также становится хорошей традицией.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

В числе самых-самых

Мичуринский драмтеатр оказался в числе лучших театров страны, получивших государственное финансирование гастрольных проектов и гранты на постановки молодых режиссеров


Как сообщили в пресс-службе областной администрации, в Министерстве культуры отобрали лучшие театры со всей России для оказания содействия в организации гастролей. Для того чтобы попасть в список на оказание госпомощи, нужно было убедить представителей Министерства в необходимости гастролей. Так, согласно условиям поддержку могут получить коллективы, чьи гастроли представляют наиболее значительные спектакли последних сезонов в регионах России; ведущие региональные театры, отправляющиеся на обменные гастроли; гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, поощрение жанрового и видового разнообразия театра; гастроли в малые города и населенные пункты, не имеющие собственного стационарного театра.

Заявки прислали 39 театральных коллектива. Эксперты рассмотрели каждый театр и каждый предложенный им спектакль. В результате грант в 800 тысяч рублей Мичуринский театр получил на проведение обменных гастролей с Камышинским театром. «Это говорит о том, что наши спектакли последних сезонов оказались не просто интересными и значимыми, но и одними из лучших в стране», – рассказала директор театра Галина Попова. Заметим, что в числе победителей оказались действительно известные коллективы из крупных городов, славящихся своими театрами: Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Перми и других.
Еще один грант (почти 2 миллиона рублей) Мичуринский театр получил за победу в конкурсе по поддержке молодой режиссуры. Эксперты рассмотрели 48 заявок из разных регионов страны. Из них выбрали лишь 24 режиссера до 35-ти лет, которые запланировали постановки пьес российских и зарубежных авторов. В их числе и Юрий Раменсков. Сейчас он работает на сцене мичуринского театра над постановкой пьесы Вампилова «Старший сын». Премьера запланирована на осень этого года.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Чисто женская выставка

В музее-усадьбе А.М. Герасимова открылась выставка художницы В.А. Сибирцевой «Приглашение к лету»


Мичуринцы имеют возможность оценить 50 работ тамбовской художницы, выполненные в технике батик, живопись, витраж. Выпускница Белорусского государственного театрально-художественного института, член союза художников Вера Александровна Сибирцева – известный тамбовский художник-дизайнер. Она оформила интерьеры таких общественных зданий, как администрация области, Тамбовская областная картинная галерея, Тамбовский областной драматический театр, Тамбовский областной театр кукол, многочисленные рестораны, кафе, кинотеатры, школы, библиотеки, книжные магазины, турбазы, музеи.

Сталкиваясь с необходимостью художественного оформления помещений и восхищаясь работой своих коллег, Вера Александровна сравнительно недавно увлеклась художественным творчеством. К 50-ти годам она с успехом освоила живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Сибирцева работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Изящество, женственность, изысканность – такими словами можно охарактеризовать творчество художницы. Среди ее работ много автопортретов, объектом изображения художница чаще всего выбирает женщин и цветы. Во всех женских образах угадываются черты самой художницы. Особенно интересны работы Веры Александровны, выполненные в технике батик (роспись по шелку). Картины, писанные по ткани акварелью, словно светятся изнутри. Сама автор определяет жанр своего творчества как фантазийный импрессионизм. Приверженец стиля знаменитого художника Коровина, она позволяет себе создавать мир, отличный от реальности, пластичный, яркий и немного аморфный. Поиск идеала женственности – эта идея проходит канвой через все ее творчество. Вера Александровна создает не только картины, но и одежду, расписанную в технике батик, рисует витражные изображения. Дизайнер со стажем направляет свое творчество в прикладное русло.

Настроение легкости, которое создается при просмотре работ художницы, на самом деле обманчиво. Автор признается, что за созданием работ стоит только 1% вдохновения и 99% труда.

– Уметь организовать время, сосредоточиться, отбросить все лишнее, ненужное бывает непросто, – отмечает Вера Александровна, – но творчество того стоит.

В планах художницы заняться техникой масла и графической проектной деятельностью.

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

«Гроза» попала в «Золотой фонд»

И теперь спектакль Мичуринского драматического театра «Гроза» смогут посмотреть зрители всего мира


«Золотой фонд» культурного наследия нашей страны пополнится новым шедевром. Как сообщили в пресс-службе областной администрации, легендарную постановку «Грозы» по А.Н.Островскому режиссера Гульнары Галавинской снимут на видео и разместят на новом портале Культура.рф, который создан Министерством культуры России. На нем будет размещен специальный театральный фонд, куда войдут видеозаписи лучших театральных постановок со всей страны. Всего 200 спектаклей.

В самое ближайшее время в Мичуринский театр приедет съемочная группа телеканала «Театр». Снимать «Грозу» будут в шесть камер в течение нескольких часов. «Для нас это было очень приятной неожиданностью, – говорит директор театра Галина Попова. – Попасть в так называемый «Золотой фонд» мы специально не планировали, поэтому гордимся, что нашу работу высоко оценили».
Спектакль мичуринского театра авторам нового проекта порекомендовал известный театральный критик, арт-директор многих фестивалей Григорий Заславский, когда увидел «Грозу» на фестивале «Старейшие театры России в Калуге». Эта нестандартная постановка Островского вышла в нашем театре три года назад. Хрестоматийную историю под балалайки и песни «Пинк Флойд» на местной сцене поставила выпускница школы Романа Виктюка и Щукинского училища Гульнара Галавинская. Смелый эксперимент режиссера удался: спектакль уже три года не сходит с афиш театра. Школьникам интересно взглянуть на классическую пьесу новым взглядом, зрителям постарше – прочувствовать историю любви простой женщины. А вскоре телеверсию мичуринского варианта «Грозы» на портале Культура.рф. смогут оценить и зрители всего мира.
«В России много достойных театров, прекрасных постановок. И то, что в их числе оказались мы, для нас очень почетно. К тому же «Гроза» – мой любимый спектакль, – признается Галина Попова. – Особенно важно, что в Год Культуры, который сейчас у нас проходит, мы в очередной раз доказали, что нам есть что показать и чем гордиться!»
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

«Мы будем приезжать к вам и радовать вас!»

12 мая в Тамбове открылся VII театральный фестиваль имени Николая Рыбакова


 

Как сообщает пресс-служба областной администрации, на сцене Тамбовского драматического театра прошел спектакль по чеховским рассказам под названием «Лица» театра Александра Калягина «Et Cetera». 
За два часа до спектакля председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Московского театра «Et Сetera», народный артист РФ Александр Калягин встретился с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным. Во время беседы были обсуждены вопросы развития театра, в том числе любительского и молодежного, поддержки Рыбаковского фестиваля, активизации гастрольных связей между регионами. 
Александру Калягину пришлось по душе, что тамбовский губернатор активно поддерживает сферу культуры и буквально «сходит с ума по театральному фестивалю». Председателю СТД России нравится идея возрождения любительского театра. Кстати, именно домашний театр стал первой ступенью юного Калягина в большое искусство. А победа в любительском конкурсе чтецов, где он читал поэму Лермонтова «Тамбовская казначейша», стала еще одним шагом в профессию. Известный актер и режиссер признался, что считает Тамбов отчасти своей духовной родиной. 
Александр Калягин и Олег Бетин подписали соглашение в сфере развития театрального искусства и организационной поддержки межрегионального театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова. Это новый импульс для Рыбаковского фестиваля, уникального тем, что его главными наградами являются две премии: «Актер России» и «Актриса России». 
Приняв предложение поддерживать тамбовский театральный фестиваль, Александр Калягин так прокомментировал свое решение: «Я заинтересован, чтобы театральное движение развивалось. Речь идет не о количестве театров, а о количестве людей, зараженных творческой бациллой. Во всем нужен творческий подход. Без него никакие инновационные инициативы не состоятся. Очень показательно, что после войны японцы массово открывали музыкальные и художественные школы, чтобы развивать у людей творческое начало. Мы будем делать с Тамбовом совместные проекты. Будем приезжать к вам и радовать вас! Думаю, что со временем театральный фестиваль имени Рыбакова будет значимым всероссийским фестивалем». 
Глава администрации области Олег Бетин уверен, что участие председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина в театральной жизни региона сделает Рыбаковский фестиваль не только более статусным, но и более интересным. 
Седьмой театральный фестиваль проходит в Год культуры и посвящен 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского. За неделю на тамбовской сцене выступят театры из Ульяновска, Брянска, Самары, Курска, Республики Калмыкии и Коми-Пермяцкий национальный театр.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Ты можешь!

Под таким названием в детской центральной библиотеке открылась благотворительная выставка картин Сергея Лахонина


Вторая по счету выставка Сергея Лахонина была организованна благодаря коллективу детской центральной библиотеки, некоммерческому партнерству развития социальных инициатив «Наш город» и лично его директору Анне Мистрюковой. Несмотря на тяжелую степень ДЦП, молодой человек находит в себе силы заниматься творчеством. До того, как он начал рисовать, Сергей написал и опубликовал две книги. Рисует парень необычным способом. С помощью специальной программы Paint на компьютере, перемещая мышку подбородком и держа во рту палочку, Сергей создает удивительные по красоте картины. 

Работает молодой человек очень продуктивно. На «рисование» одной картины у него уходит до нескольких недель. На сегодняшний день у Сергея 88 работ, 18 из которых были напечатаны на холсте и экспонированы в детской центральной библиотеке. Молодой человек изображает в основном природу, есть у него также сюжеты из жизни животного мира и даже икона Божией Матери «Семистрельная». Изобразил икону молодой художник по просьбе девушки, подарившей ему новую инвалидную коляску. Картины Сергея сверкают красками жизни, радуют всех, кто их видит. Они получаются столь выразительными и оптимистичными, наверное, потому, что Сергей очень светлый и жизнерадостный молодой человек. Он сам придумал название своим работам и дал им красивые описания. Например, сюжет для картины «Мечта» пришел ему во сне. Мечта Сергея – побывать в этом превосходном месте, проснуться рано утром, выйти на огромный балкон, ощутить прохладный морской ветер, вдохнуть душистый приятный аромат южных цветов, постоять между мраморными колоннами, поразмышлять о вечном. 
На выставке присутствовали люди разных возрастов, которые с восторгом отнеслись к творчеству Сергея. На открытии было сказано много восторженных теплых слов. Трудно не согласиться с тем, что Сергей не просто художник, создающий свои шедевры, он – художник, который пробуждает веру в человека. Ведь его творчество – пример для многих, что не надо опускать рук, нужно всегда видеть цель и двигаться вперед. Именно так поступает молодой человек, несмотря на свою неизлечимую болезнь. Ставя перед собой цели, он достигает их! 
Выставка продлится около 3-х недель. Желающие могут приобрести работы Сергея Лахонина.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Легенда юмора в Мичуринске

Евгений Петросян выступил с концертом в нашем городе


Около четырех часов вечера Евгений Ваганович подъехал к Мичуринскому драматическому театру на «Тойоте Ленд Крузер» темно-зеленого цвета. Команда с ним прибыла небольшая – продюсер и гример. Поднявшись в комнату, приготовленную для артиста, они затворили за собой дверь. Однако уже через пятнадцать минут Евгений Петросян – живая легенда российского юмора – отправился оценить свое рабочее место – сцену. Судя по всему, и сцена, и зрительный зал пришлись ему по душе. «Я как зашел в ваш театр, – поделился впечатлениями Евгений Петросян, – в меня аж брызнула атмосфера, которая здесь царила в прошлом. Очень хороший театр, он сделан по всем театральным законам. Современные архитекторы, которые строят концертные залы и театры, мало знают эти законы. В одном месте умудрились построить концертный зал без гримуборных. А здесь замечательное здание. Думаю, что выступать здесь – одно удовольствие». 

Произнося это, Евгений Ваганович изучает сцену. «Я определяю точку здесь, – говорит артист, ставя подставку с микрофоном в центр сцены. – Господа звукорежиссеры, можно одного из вас вниз? Я определил точку, поэтому мониторы поставьте, пожалуйста, здесь. Направьте их на меня, нужна симметрия».
Затем он обращает внимание на журналистов. Его отвлекают, так как необходимо уладить еще какие-то рабочие моменты, но Евгений Ваганович любезно соглашается пообщаться с представителями прессы. Увидев камеру и фотоаппараты, артист говорит, что еще не загримирован и не одет в концертный костюм. Журналистов, впрочем, это нисколько не смущает, поэтому беседа начинается. 
Евгений Ваганович, похоже, не из тех артистов, которые преображаются лишь тогда, когда выходят с выступлением на сцену перед полным зрительным залом. При общении с несколькими журналистами он артистичен на 100%, как будто выступает перед огромной аудиторией. На его лице всего за несколько минут сменяется множество эмоций, лиц и настроений, делается это органично, как бы само собой. Фотоаппарат, непрерывно снимающий его во время беседы, дал снимки с совершенно разными образами. Особенно было приятно воочию увидеть фирменную «петросяновскую» улыбку – улыбку чистого юмора и высокой клоунады.
– Евгений Ваганович, как Вам удается настроить себя на выступление, если настроение плохое или еще что-нибудь беспокоит?
– Не надо путать личную жизнь с профессией. Есть хорошая фраза – искусство требует жертв. Артист должен быть готов положить все на алтарь искусства и забыть про все свои невзгоды. Я артистам объясняю: когда заходите в театр, оставляйте все свои личные проблемы на улице, желательно за 2-3 квартала. Хотим мы или не хотим, на сцене должно происходить чудо. Наше подсознание сотрудничает с небесами, иначе артист не добивался бы высот в искусстве (если он, конечно, чего-то добивается). Импульс с небес через него идет в зрительный зал. Вот тогда происходит взаимопонимание, возникает ответное чувство радости, перерастающее, может быть, когда-нибудь в любовь и в уважение к артисту.
– Евгений Ваганович, как Вам за более чем полувековой творческий путь удавалось находиться на пике популярности у разных поколений? Откройте секрет востребованности.
– Секрет только во взаимопонимании. Если оно есть, то есть и жизнь, разряд, контакт. Я черпаю свои силы в моих дорогих зрителях. Всегда объясняю начинающим артистам, что все основывается на двух любовях: на любви к своей профессии и на любви и уважении к тем, для кого эта профессия существует. В разных эпохах свои преимущества, свои стили, свои темы. Если артист хочет оставаться современным, он должен соответствовать сегодняшнему дню. Если говорить о советской эпохе, то мы приноравливались: образно, через недосказанность, аллегорию, какую-то «басенность» все равно доносили до зрителей живое слово. Самое интересное, что нас понимали! Иногда зритель вытаскивал из наших слов то, что мы даже не имели в виду: ты сказал, а он что-то понял по-своему, ему захотелось это понять. Эпоха горбачевская или ельцинская – это высокая испепеляющая сатира. Отыгрались тогда за все советские годы, но это, увы, не помогло. Искусство не может приказывать, оно только формирует мнение, что мы и старались сделать.
– Тяжело ли ощущать на себе пристальное внимание общества? Не устаете ли Вы от того, что Вас всегда и везде узнают, просят автографы?
– Я артист старой школы, когда понятия известности, популярности понимались по-другому, не как сейчас. Для меня популярность – это, во-первых, возможность возыметь широкую аудиторию для выступлений, а во-вторых, я должен оправдывать доверие зрителей. Представьте себе растерянность людей, если бы не было популярных артистов. Как бы зритель ориентировался? Кого выделить, кого смотреть, кого не смотреть, где этот определенный стиль, который ты полюбил, где это обаяние? Популярность нужна не только артистам, но и зрителю. А в жизни это же счастье, когда люди тебе улыбаются, просят с тобой сфотографироваться, выражают тебе добрые чувства. Разве это плохо? Я не понимаю артистов, которые говорят, что они устали от автографов, а популярность так им надоела. Они лукавят, потому что сами добивались этого. Это и есть условие для контакта со зрителем. Если бы я не был известен, никто бы ко мне сегодня не пришел. Перед кем бы тогда выступал? Это для меня рабочее условие, к которому я действительно привык за многие годы.
– В советское время у сатириков могли возникнуть проблемы с властями из-за острой шутки, а сейчас есть темы, над которыми нельзя смеяться?
– Есть, прежде всего, табу нравственное. Человек как культурное существо должен себе уяснить нравственные ограничения: над чем можно смеяться, а над чем нельзя. Значение шутки заключено в контексте, в котором она находится. Под контекстом мы понимаем не только сам сюжет, но и все остальное: рассказчика, зрителя, эпоху на дворе, помещение, где это рассказывается, для кого это рассказывается, а главное во имя чего это рассказывается.
– Юмористы жалуются, что уровень современного юмора упал ниже плинтуса. Вы с этим согласны? 
– Зачем они жалуются? (Смеется) Не надо находиться на этом уровне! Находиться там и жаловаться? Не находись там сам и подтягивай остальных. Конечно, вседозволенность сейчас повергла в такие низы, особенно начинающих, что действительно есть повод для беспокойства. Ругаться матом, с моей точки зрения, это нравственное преступление. Сейчас модно выдавать это за искусство, но это не искусство, а хулиганство! Молодежь ведь подумает, что это норма, что так можно разговаривать везде и всюду.
Общаясь с человеком, чья фамилия в нашей стране уже стала синонимом юмора, можно отметить, что Евгений Ваганович – человек с высокой культурой общения, тактичный и деликатный. Хамство, похоже, ему совершенно чуждо. Возможно, поэтому сразу вспоминается факт из биографии артиста о том, что он принадлежит к древнему дворянскому роду, а его фамилия в действительности звучит не Петросян, а Петросянц (буква «ц» обозначает принадлежность к высокому сословию). Сейчас многие говорят о снижении нравственной культуры, но так искренне и по-детски наивно говорить об этом получается, наверное, только у Евгения Вагановича. 
– Евгений Ваганович, над какими шутками Вы смеетесь?
– Я люблю шутки, когда и смешно, и остроумно. Бывает, что остроумно, но не смешно, а бывает, что смешно, но не остроумно. Я люблю, когда и то и другое. Вот тогда искренне радуюсь и смеюсь.
Молодые «новаторы» юмора сейчас безжалостно низвергают кумиров прошлого, артисты старшего поколения часто становятся для них объектом насмешек. Это характерная тенденция в современном юморе, ибо в нем становится все меньше социального и все больше частного «пересмешничества». Самым излюбленным юмористическим приемом сейчас часто является элементарное и неприкрытое оскорбление личности. Юмор становится злым и саркастическим, назначение юмора как сатирического лекарства для лечения пороков общества, похоже, уходит в прошлое. В то же время общество во все времена нуждалось в тех, кто смог бы перевести им происходящие в стране события на язык юмора, а правдивость сказанного было и будет мерой определения социальности остроты. Ведь многие до сих пор воспринимают события прошлого сквозь призму удачного юмора, донесенного устами талантливых сатириков. 
Общение продолжается.
– Как Вы считаете, есть ли место сатире в современном юморе?
– Конечно, есть. Когда артист выступает приватно, для какой-то отдельной прослойки (возрастной, тематической, профессиональной, в ночном клубе или в узком кругу), это одно. Когда же артист выступает на весь русскоязычный мир, это совсем другое. Это уже ответственность. Тут надо нравственно разобраться, где что лежит. Я считаю, что артист, выступающий для всего народа, должен выражать интересы этого народа (не кого-то наверху, не кого-то внизу, а всего народа), утверждать идеологию жизни простого человека, говорить о том, что ему мешает, какой абсурд его окружает, что его волнует. Если вот это будет, тогда все нормально. Но не спешите, пожалуйста, упрощать. Даже если звучит простая несоциальная шутка, если я сказал и зритель насмеялся вдоволь, что же произошло? У него поднялось настроение, а это очень важно: смех вырабатывает гормоны, которые укрепляют иммунитет, поэтому терапевтический оттенок тоже нельзя сбрасывать со счетов. Во-вторых, что говорит шутка, которая летит от говорящего к слушающему? Она говорит: «Не унывай. Все будет хорошо, посмотри на жизнь веселыми глазами». Когда до 1991 года шла перестройка, я был очень острым артистом, высмеивая все и вся. Я первым за 2-3 года до газет заговорил о коммунизме, о Ленине, о генеральном секретаре, о чем угодно. Говорил о войне в Афганистане до того, как она закончилась, тогда, когда о ней все молчали. Я действительно был острым артистом и в 1992 году. Что должен делать юморист в такое непростое для народа время? Сатирик должен был веселить народ, потому что царил всеобщий шок! Реформы повергали людей в какой-то анабиоз, цены выросли в 1000 раз. Тут было уже не до политики. В это время я начал выпускать чисто юмористические монологи, говоря этим: «Не унывай!» Потом был период, когда я вернулся к политике. После этого говорил о психологии, человеческих характерах, взаимоотношениях и т.д. Политический оттенок в выступлении может быть? Конечно! Социальный? Безусловно! Наша жизнь состоит из многих вещей, так и юмор должен состоять из многих оттенков. 
Евгений Ваганович не только талантливый эстрадный артист, но и высокопрофессиональный теоретик юмора. Он является автором множества книг, исследующих природу юмора. Он изучил эту тему изнутри и, похоже, может беседовать об этом часами. Рассуждая на такие близкие и волнующие его темы, он становится очень эмоциональным, в голосе появляются высокие ноты. Его энергии могло бы с лихвой хватить на зрительный зал в тысячу человек, поэтому журналистов, стоящих в полутора метрах от него, в какой-то момент просто накрыло эмоциональной волной юмориста. 
– Евгений Ваганович, какой Вы человек вне сцены?
– Это вопрос трудно-непонятный, потому что оценивать, какой я человек, должен не я, а другие. Трудно сказать. Наверное, в жизни я очень противный. Руководитель я точно требовательный, потому что защищаю интересы театра.
Впрочем, журналистам во время общения с артистом не удалось разглядеть темные стороны личности юмориста. Не сумели заметить они ни высокомерия, ни признака звездной болезни, ни раздражительности, ни чего-либо еще. Сложилось впечатление, что Евгений Ваганович – мягкий и доброжелательный человек, уважительно относящийся к людям. 
Евгений Ваганович процитировал цитату из своей сольной программы прошлых лет: «Из чего состоит жизнь наша? Из секунд и дней, часов и месяцев складывается жизнь наша, и не унывать бы, а радоваться. Завтра все равно выглянет солнце, улыбнется мне любимая, придут друзья мои верные, только сегодня нам нужно сделать то, что нужно». 
В творчестве юмориста нередко прослеживаются и лирические нотки. Евгению Петросяну блестяще удаются образы трогательных людей, умеющих подвести черту под всем вышесказанным таким образом, что на глазах зрителей выступают слезы. Наверное, это и есть высший пилотаж юмориста: уметь вызывать у зрителей не только смех, но и слезы.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS