Культура

Художник света и добра

В Мичуринском краеведческом музее открылась выставка, приуроченная к 75-летию со дня рождения Ю.А. Марухина


Уроженец деревни Александровка Мичуринского района, кинооператор, сценарист, режиссер-постановщик Юрий Александрович Марухин – создатель фильмов, которые заняли достойное место в истории кинематографа. Он является автором десятков документальных и художественных кинолент. Среди них «Последний хлеб» (1963), «Любимая» (1965), «Восточный коридор» (1966), «Жди меня, Анна» (1969), «Черное солнце» (1970), «Солдатки» (1974), «Лесные качели» (1975), «Осень земледельца» (1979), «Мое полесье» (1981), «Затишье» (1981), «Человек, который брал интервью» (1986), «Птицам крылья не в тягость» (1989), «Стервятники на дорогах» (1990), «Путь к славе» (1997), «Три женщины и мужчина» (1998) и др. Марухина не зря называют художником света и добра. Его фильмы о правде, доброте, вере и порядочности, любви к Родине, ответственности человека за свои поступки. 

В выставочном зале музея собрано множество вещей и фотографий, связанных с жизнью и творчеством талантливого земляка. Фотокадры из фильмов, фотографии из личных архивов друзей Юрия Александровича, старая фототехника и рабочие инструменты кинематографиста были представлены на обозрение зрителей. В день открытия выставки почтить память известного кинооператора собрались те, кто знал Марухина лично. Его друзья и знакомые поделились воспоминаниями о выдающейся личности кинохудожника. Его учителями, прививавшими ребенку способность видеть прекрасное, были в нашем городе А.В. Платицын и Л.М. Калиниченко. Руководитель фотокружка Дома пионеров Леонид Михайлович Калиниченко рассказал о том, как начинались первые творческие шаги будущего мастера. Он принял Юрия в свои ученики и сразу выделил его среди прочих подопечных. Отсутствие собственного фотоаппарата не помешало мальчику в совершенстве освоить премудрости фотоискусства. С помощью фотобумаги, проявителей и различных приспособлений ему удавалось создавать необычайно красивые изображения, памятные открытки, которые он щедро раздавал друзьям. Учитель признается, что ученик изначально обладал большими задатками и интуитивно чувствовал композицию, так что обучать его было очень легко. Он все схватывал на лету и во многом превосходил сверстников в художественном плане. К моменту окончания школы Юрий определился с будущей профессией, решив связать свою жизнь с киноискусством. Только со второго раза ему удается поступить во ВГиК. В 1962 году он, будучи учеником заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.В. Косматова, оканчивает операторский факультет ВГИКа. С 1961 года Юрий Марухин работает на киностудии «Беларусьфильм».
В скором времени он добивается признания в среде кинематографистов и становится одним из видных и уважаемых кинооператоров страны. В общей сложности Ю.А. Марухин отдал кинематографу около сорока лет жизни, работая не только в Белоруссии и России, но и в Италии, Германии, США, сотрудничая с такими титанами мирового киноискусства, как Менахем Голон и Стивен Спилберг. При этом он никогда не забывал о своей малой Родине, часто приезжал в Мичуринск к своим родным и друзьям, участвовал в судьбе родного города. 20 декабря 2001 года Юрий Александрович Марухин скончался в Минске.
Данная выставка положила начало запланированным мероприятиям, приуроченным к 75-летию со дня рождения известного кинематографиста. Продолжится неделя памяти талантливого земляка показом фильмов Юрия Марухина.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Свобода творчества

В Мичуринском краеведческом музее открылась выставка молодых дарований «Свободный стиль»


Талант без границ

Молодым дарованиям предоставили полную свободу творить в разных жанрах стилях, направлениях. Сотрудники музея позволили молодым людям на свое усмотрение оформить выставочный зал, на свой вкус развесить работы. Начинающие художники, фотографы, вышивальщицы показали себя, предоставив на суд зрителей работы, свободные от каких-либо условностей и штампов. 
Молодые живописцы выставили свои картины, выполненные в стиле импрессионизм, тяготеющем к реализму. Юность – не то время, когда художники стесняют себя рамками одного жанра. Молодежь не приемлет никаких рамок, наверное, поэтому в оформлении картин они вообще отказались от рамок, следуя модной тенденции выставлять работы на подрамниках (холст, натянутый на каркас без традиционного обрамления). В изображаемых этюдах чувствуется стремление к совершенству мастеров и проглядывает непосредственность юности.

Поймать мгновенье
Молодые фотографы показали свой взгляд на окружающий мир через фотоискусство. Толчком к увлечению фотографией для некоторых послужила покупка полупрофессиональной фототехники. Участники выставки направили свое внимание и объективы фотоаппаратов на природу, архитектуру и людей. Прогрессивная молодежь объединила в своем творчестве традиционные объекты для съемки и новые артнаправления в фотографировании, такие например, как «фриз лайт» (замороженный свет). Этот прием представляет собой рисунок фонариком на фотоизображении, получаемый с помощью возможности долгой выдержки при фотосъемке. Так Боголюбский храм и ночной лес были украшены световыми линиями. С помощью этих приемов фотолюбителям удается создать загадочное, непривычное восприятие привычных объектов. 
Некоторые работы молодых художников были созданы по воле случая, то есть при удачном стечении обстоятельств. Например, фотография с изображением большого низко повисшего над землей облака. Другие фотоработы стали результатом завидного упорства и экспериментаторского интереса. Для того чтобы получить идеальное макроизображение одной капли дождя, фотографу пришлось сделать около 800 снимков. Вероятность получения столь четких брызг воды было невелико, но упорство молодого фотолюбителя взяло верх над теорией вероятности, поэтому ценная фотография украсила выставочный зал. Фотографы не удержались и от экзотических зарубежных видов: архитектура Чехии, Германии и других стран также попала в кадр мичуринских фотографов. Надо отметить, что при всем разнообразии выбора объектов для съемки молодые авторы умеют заметить главное: среди бурлящего мегаполиса с новостройками-небоскребами они могут увидеть старую церквушку, вдохновившись контрастом кричащего нового и душевного старого.

Вечная молодость
Среди молниеносного искусства фотографии, где главенствует сиюминутное настроение и еле уловимое мгновенье, выделялись на выставке вышитые работы. Молодые вышивальщицы, влюбленные в многовековую технику вышивки крестом, вызывают особое уважение. С помощью тысячи мельчайших крестиков они строят изображение, пропитанное теплотой человеческих рук. Сама техника вышивки диктует сюжеты для картин. Изящные девушки в шляпах, кошки, лебеди просятся в интерьер, обещая уют и спокойствие. Кропотливый труд вышивальщиц гипнотизирует и увлекает. Разноцветные стежки внезапно приобретают очертания и выливаются в заманчивые образы. В вышитых работах есть что-то родное и близкое, то, что не позволяет оставаться равнодушными. Восхищает то, что при всем техническом совершенстве современной жизни находятся люди, приобщенные к традиционному ручному творчеству, среди которых немало и молодых.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Пушкинские дни

4 июня в Мичуринском краеведческом музее состоялся второй фестиваль искусств имени А.С. Пушкина


За два дня до Дня рождения великого поэта в здании краеведческого музея собрались самые активные пушкинисты. Для них Пушкин является не просто классиком давно ушедшей эпохи, известный только по страницам школьных учебников, он остается живой личностью, формирующей мировоззрение не одного поколения русских людей. 

Кто такие пушкинисты? Это те, для кого Александр Сергеевич по-прежнему остается родным и близким. Те, кому в тревожных снах снится, что Пушкин не погиб, что они своей грудью заслоняют поэта от пули дуэлянта. Это те, кому время от времени приходит в голову светлая мысль перечитать «всего Пушкина». Это вдохновленные эрудиты, способные даже ночью прочитать наизусть всего «Евгения Онегина». Это исследователи, краеведы и поэты, упорно ищущие связь Александра Сергеевича с Тамбовской землей, настойчиво отыскивая тамбовскую тропинку к Пушкину. Это те, кто в мечтах встречает поэта на вокзале родного города, резонно предполагая, что его могло бы занести в наши края, так как у него здесь жила (и живет) родня, а Тамбовский край является местом государственного служения его литературного учителя Гавриила Романовича Державина. 
Почитатели творчества гения русской литературы пришли в этот день найти в знакомых и любимых строках новые смыслы, ощутить настроение пушкинской поэзии, рассказанную через танец, песню, инструментальную музыку. Эта идеальная эпоха для всех мечтателей и романтиков с яркими атрибутами – балами, дуэлями и неиссякаемыми потоками изысканной поэзии – была удачно передана через творчество хореографических коллективов, вокалистов и учащихся музыкальных школ Мичуринска и Тамбова.
Традиция проведения праздника, посвященного Дню рождения поэта, который ежегодно 6 июня проходит в городском парке культуры и отдыха, насчитывает уже 35 лет. Пушкинский фестиваль искусств проходит в нашем городе во второй раз и также становится хорошей традицией.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

В числе самых-самых

Мичуринский драмтеатр оказался в числе лучших театров страны, получивших государственное финансирование гастрольных проектов и гранты на постановки молодых режиссеров


Как сообщили в пресс-службе областной администрации, в Министерстве культуры отобрали лучшие театры со всей России для оказания содействия в организации гастролей. Для того чтобы попасть в список на оказание госпомощи, нужно было убедить представителей Министерства в необходимости гастролей. Так, согласно условиям поддержку могут получить коллективы, чьи гастроли представляют наиболее значительные спектакли последних сезонов в регионах России; ведущие региональные театры, отправляющиеся на обменные гастроли; гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, поощрение жанрового и видового разнообразия театра; гастроли в малые города и населенные пункты, не имеющие собственного стационарного театра.

Заявки прислали 39 театральных коллектива. Эксперты рассмотрели каждый театр и каждый предложенный им спектакль. В результате грант в 800 тысяч рублей Мичуринский театр получил на проведение обменных гастролей с Камышинским театром. «Это говорит о том, что наши спектакли последних сезонов оказались не просто интересными и значимыми, но и одними из лучших в стране», – рассказала директор театра Галина Попова. Заметим, что в числе победителей оказались действительно известные коллективы из крупных городов, славящихся своими театрами: Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Перми и других.
Еще один грант (почти 2 миллиона рублей) Мичуринский театр получил за победу в конкурсе по поддержке молодой режиссуры. Эксперты рассмотрели 48 заявок из разных регионов страны. Из них выбрали лишь 24 режиссера до 35-ти лет, которые запланировали постановки пьес российских и зарубежных авторов. В их числе и Юрий Раменсков. Сейчас он работает на сцене мичуринского театра над постановкой пьесы Вампилова «Старший сын». Премьера запланирована на осень этого года.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Чисто женская выставка

В музее-усадьбе А.М. Герасимова открылась выставка художницы В.А. Сибирцевой «Приглашение к лету»


Мичуринцы имеют возможность оценить 50 работ тамбовской художницы, выполненные в технике батик, живопись, витраж. Выпускница Белорусского государственного театрально-художественного института, член союза художников Вера Александровна Сибирцева – известный тамбовский художник-дизайнер. Она оформила интерьеры таких общественных зданий, как администрация области, Тамбовская областная картинная галерея, Тамбовский областной драматический театр, Тамбовский областной театр кукол, многочисленные рестораны, кафе, кинотеатры, школы, библиотеки, книжные магазины, турбазы, музеи.

Сталкиваясь с необходимостью художественного оформления помещений и восхищаясь работой своих коллег, Вера Александровна сравнительно недавно увлеклась художественным творчеством. К 50-ти годам она с успехом освоила живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Сибирцева работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта. Изящество, женственность, изысканность – такими словами можно охарактеризовать творчество художницы. Среди ее работ много автопортретов, объектом изображения художница чаще всего выбирает женщин и цветы. Во всех женских образах угадываются черты самой художницы. Особенно интересны работы Веры Александровны, выполненные в технике батик (роспись по шелку). Картины, писанные по ткани акварелью, словно светятся изнутри. Сама автор определяет жанр своего творчества как фантазийный импрессионизм. Приверженец стиля знаменитого художника Коровина, она позволяет себе создавать мир, отличный от реальности, пластичный, яркий и немного аморфный. Поиск идеала женственности – эта идея проходит канвой через все ее творчество. Вера Александровна создает не только картины, но и одежду, расписанную в технике батик, рисует витражные изображения. Дизайнер со стажем направляет свое творчество в прикладное русло.

Настроение легкости, которое создается при просмотре работ художницы, на самом деле обманчиво. Автор признается, что за созданием работ стоит только 1% вдохновения и 99% труда.

– Уметь организовать время, сосредоточиться, отбросить все лишнее, ненужное бывает непросто, – отмечает Вера Александровна, – но творчество того стоит.

В планах художницы заняться техникой масла и графической проектной деятельностью.

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

«Гроза» попала в «Золотой фонд»

И теперь спектакль Мичуринского драматического театра «Гроза» смогут посмотреть зрители всего мира


«Золотой фонд» культурного наследия нашей страны пополнится новым шедевром. Как сообщили в пресс-службе областной администрации, легендарную постановку «Грозы» по А.Н.Островскому режиссера Гульнары Галавинской снимут на видео и разместят на новом портале Культура.рф, который создан Министерством культуры России. На нем будет размещен специальный театральный фонд, куда войдут видеозаписи лучших театральных постановок со всей страны. Всего 200 спектаклей.

В самое ближайшее время в Мичуринский театр приедет съемочная группа телеканала «Театр». Снимать «Грозу» будут в шесть камер в течение нескольких часов. «Для нас это было очень приятной неожиданностью, – говорит директор театра Галина Попова. – Попасть в так называемый «Золотой фонд» мы специально не планировали, поэтому гордимся, что нашу работу высоко оценили».
Спектакль мичуринского театра авторам нового проекта порекомендовал известный театральный критик, арт-директор многих фестивалей Григорий Заславский, когда увидел «Грозу» на фестивале «Старейшие театры России в Калуге». Эта нестандартная постановка Островского вышла в нашем театре три года назад. Хрестоматийную историю под балалайки и песни «Пинк Флойд» на местной сцене поставила выпускница школы Романа Виктюка и Щукинского училища Гульнара Галавинская. Смелый эксперимент режиссера удался: спектакль уже три года не сходит с афиш театра. Школьникам интересно взглянуть на классическую пьесу новым взглядом, зрителям постарше – прочувствовать историю любви простой женщины. А вскоре телеверсию мичуринского варианта «Грозы» на портале Культура.рф. смогут оценить и зрители всего мира.
«В России много достойных театров, прекрасных постановок. И то, что в их числе оказались мы, для нас очень почетно. К тому же «Гроза» – мой любимый спектакль, – признается Галина Попова. – Особенно важно, что в Год Культуры, который сейчас у нас проходит, мы в очередной раз доказали, что нам есть что показать и чем гордиться!»
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

«Мы будем приезжать к вам и радовать вас!»

12 мая в Тамбове открылся VII театральный фестиваль имени Николая Рыбакова


 

Как сообщает пресс-служба областной администрации, на сцене Тамбовского драматического театра прошел спектакль по чеховским рассказам под названием «Лица» театра Александра Калягина «Et Cetera». 
За два часа до спектакля председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Московского театра «Et Сetera», народный артист РФ Александр Калягин встретился с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным. Во время беседы были обсуждены вопросы развития театра, в том числе любительского и молодежного, поддержки Рыбаковского фестиваля, активизации гастрольных связей между регионами. 
Александру Калягину пришлось по душе, что тамбовский губернатор активно поддерживает сферу культуры и буквально «сходит с ума по театральному фестивалю». Председателю СТД России нравится идея возрождения любительского театра. Кстати, именно домашний театр стал первой ступенью юного Калягина в большое искусство. А победа в любительском конкурсе чтецов, где он читал поэму Лермонтова «Тамбовская казначейша», стала еще одним шагом в профессию. Известный актер и режиссер признался, что считает Тамбов отчасти своей духовной родиной. 
Александр Калягин и Олег Бетин подписали соглашение в сфере развития театрального искусства и организационной поддержки межрегионального театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова. Это новый импульс для Рыбаковского фестиваля, уникального тем, что его главными наградами являются две премии: «Актер России» и «Актриса России». 
Приняв предложение поддерживать тамбовский театральный фестиваль, Александр Калягин так прокомментировал свое решение: «Я заинтересован, чтобы театральное движение развивалось. Речь идет не о количестве театров, а о количестве людей, зараженных творческой бациллой. Во всем нужен творческий подход. Без него никакие инновационные инициативы не состоятся. Очень показательно, что после войны японцы массово открывали музыкальные и художественные школы, чтобы развивать у людей творческое начало. Мы будем делать с Тамбовом совместные проекты. Будем приезжать к вам и радовать вас! Думаю, что со временем театральный фестиваль имени Рыбакова будет значимым всероссийским фестивалем». 
Глава администрации области Олег Бетин уверен, что участие председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина в театральной жизни региона сделает Рыбаковский фестиваль не только более статусным, но и более интересным. 
Седьмой театральный фестиваль проходит в Год культуры и посвящен 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского. За неделю на тамбовской сцене выступят театры из Ульяновска, Брянска, Самары, Курска, Республики Калмыкии и Коми-Пермяцкий национальный театр.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Ты можешь!

Под таким названием в детской центральной библиотеке открылась благотворительная выставка картин Сергея Лахонина


Вторая по счету выставка Сергея Лахонина была организованна благодаря коллективу детской центральной библиотеки, некоммерческому партнерству развития социальных инициатив «Наш город» и лично его директору Анне Мистрюковой. Несмотря на тяжелую степень ДЦП, молодой человек находит в себе силы заниматься творчеством. До того, как он начал рисовать, Сергей написал и опубликовал две книги. Рисует парень необычным способом. С помощью специальной программы Paint на компьютере, перемещая мышку подбородком и держа во рту палочку, Сергей создает удивительные по красоте картины. 

Работает молодой человек очень продуктивно. На «рисование» одной картины у него уходит до нескольких недель. На сегодняшний день у Сергея 88 работ, 18 из которых были напечатаны на холсте и экспонированы в детской центральной библиотеке. Молодой человек изображает в основном природу, есть у него также сюжеты из жизни животного мира и даже икона Божией Матери «Семистрельная». Изобразил икону молодой художник по просьбе девушки, подарившей ему новую инвалидную коляску. Картины Сергея сверкают красками жизни, радуют всех, кто их видит. Они получаются столь выразительными и оптимистичными, наверное, потому, что Сергей очень светлый и жизнерадостный молодой человек. Он сам придумал название своим работам и дал им красивые описания. Например, сюжет для картины «Мечта» пришел ему во сне. Мечта Сергея – побывать в этом превосходном месте, проснуться рано утром, выйти на огромный балкон, ощутить прохладный морской ветер, вдохнуть душистый приятный аромат южных цветов, постоять между мраморными колоннами, поразмышлять о вечном. 
На выставке присутствовали люди разных возрастов, которые с восторгом отнеслись к творчеству Сергея. На открытии было сказано много восторженных теплых слов. Трудно не согласиться с тем, что Сергей не просто художник, создающий свои шедевры, он – художник, который пробуждает веру в человека. Ведь его творчество – пример для многих, что не надо опускать рук, нужно всегда видеть цель и двигаться вперед. Именно так поступает молодой человек, несмотря на свою неизлечимую болезнь. Ставя перед собой цели, он достигает их! 
Выставка продлится около 3-х недель. Желающие могут приобрести работы Сергея Лахонина.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Легенда юмора в Мичуринске

Евгений Петросян выступил с концертом в нашем городе


Около четырех часов вечера Евгений Ваганович подъехал к Мичуринскому драматическому театру на «Тойоте Ленд Крузер» темно-зеленого цвета. Команда с ним прибыла небольшая – продюсер и гример. Поднявшись в комнату, приготовленную для артиста, они затворили за собой дверь. Однако уже через пятнадцать минут Евгений Петросян – живая легенда российского юмора – отправился оценить свое рабочее место – сцену. Судя по всему, и сцена, и зрительный зал пришлись ему по душе. «Я как зашел в ваш театр, – поделился впечатлениями Евгений Петросян, – в меня аж брызнула атмосфера, которая здесь царила в прошлом. Очень хороший театр, он сделан по всем театральным законам. Современные архитекторы, которые строят концертные залы и театры, мало знают эти законы. В одном месте умудрились построить концертный зал без гримуборных. А здесь замечательное здание. Думаю, что выступать здесь – одно удовольствие». 

Произнося это, Евгений Ваганович изучает сцену. «Я определяю точку здесь, – говорит артист, ставя подставку с микрофоном в центр сцены. – Господа звукорежиссеры, можно одного из вас вниз? Я определил точку, поэтому мониторы поставьте, пожалуйста, здесь. Направьте их на меня, нужна симметрия».
Затем он обращает внимание на журналистов. Его отвлекают, так как необходимо уладить еще какие-то рабочие моменты, но Евгений Ваганович любезно соглашается пообщаться с представителями прессы. Увидев камеру и фотоаппараты, артист говорит, что еще не загримирован и не одет в концертный костюм. Журналистов, впрочем, это нисколько не смущает, поэтому беседа начинается. 
Евгений Ваганович, похоже, не из тех артистов, которые преображаются лишь тогда, когда выходят с выступлением на сцену перед полным зрительным залом. При общении с несколькими журналистами он артистичен на 100%, как будто выступает перед огромной аудиторией. На его лице всего за несколько минут сменяется множество эмоций, лиц и настроений, делается это органично, как бы само собой. Фотоаппарат, непрерывно снимающий его во время беседы, дал снимки с совершенно разными образами. Особенно было приятно воочию увидеть фирменную «петросяновскую» улыбку – улыбку чистого юмора и высокой клоунады.
– Евгений Ваганович, как Вам удается настроить себя на выступление, если настроение плохое или еще что-нибудь беспокоит?
– Не надо путать личную жизнь с профессией. Есть хорошая фраза – искусство требует жертв. Артист должен быть готов положить все на алтарь искусства и забыть про все свои невзгоды. Я артистам объясняю: когда заходите в театр, оставляйте все свои личные проблемы на улице, желательно за 2-3 квартала. Хотим мы или не хотим, на сцене должно происходить чудо. Наше подсознание сотрудничает с небесами, иначе артист не добивался бы высот в искусстве (если он, конечно, чего-то добивается). Импульс с небес через него идет в зрительный зал. Вот тогда происходит взаимопонимание, возникает ответное чувство радости, перерастающее, может быть, когда-нибудь в любовь и в уважение к артисту.
– Евгений Ваганович, как Вам за более чем полувековой творческий путь удавалось находиться на пике популярности у разных поколений? Откройте секрет востребованности.
– Секрет только во взаимопонимании. Если оно есть, то есть и жизнь, разряд, контакт. Я черпаю свои силы в моих дорогих зрителях. Всегда объясняю начинающим артистам, что все основывается на двух любовях: на любви к своей профессии и на любви и уважении к тем, для кого эта профессия существует. В разных эпохах свои преимущества, свои стили, свои темы. Если артист хочет оставаться современным, он должен соответствовать сегодняшнему дню. Если говорить о советской эпохе, то мы приноравливались: образно, через недосказанность, аллегорию, какую-то «басенность» все равно доносили до зрителей живое слово. Самое интересное, что нас понимали! Иногда зритель вытаскивал из наших слов то, что мы даже не имели в виду: ты сказал, а он что-то понял по-своему, ему захотелось это понять. Эпоха горбачевская или ельцинская – это высокая испепеляющая сатира. Отыгрались тогда за все советские годы, но это, увы, не помогло. Искусство не может приказывать, оно только формирует мнение, что мы и старались сделать.
– Тяжело ли ощущать на себе пристальное внимание общества? Не устаете ли Вы от того, что Вас всегда и везде узнают, просят автографы?
– Я артист старой школы, когда понятия известности, популярности понимались по-другому, не как сейчас. Для меня популярность – это, во-первых, возможность возыметь широкую аудиторию для выступлений, а во-вторых, я должен оправдывать доверие зрителей. Представьте себе растерянность людей, если бы не было популярных артистов. Как бы зритель ориентировался? Кого выделить, кого смотреть, кого не смотреть, где этот определенный стиль, который ты полюбил, где это обаяние? Популярность нужна не только артистам, но и зрителю. А в жизни это же счастье, когда люди тебе улыбаются, просят с тобой сфотографироваться, выражают тебе добрые чувства. Разве это плохо? Я не понимаю артистов, которые говорят, что они устали от автографов, а популярность так им надоела. Они лукавят, потому что сами добивались этого. Это и есть условие для контакта со зрителем. Если бы я не был известен, никто бы ко мне сегодня не пришел. Перед кем бы тогда выступал? Это для меня рабочее условие, к которому я действительно привык за многие годы.
– В советское время у сатириков могли возникнуть проблемы с властями из-за острой шутки, а сейчас есть темы, над которыми нельзя смеяться?
– Есть, прежде всего, табу нравственное. Человек как культурное существо должен себе уяснить нравственные ограничения: над чем можно смеяться, а над чем нельзя. Значение шутки заключено в контексте, в котором она находится. Под контекстом мы понимаем не только сам сюжет, но и все остальное: рассказчика, зрителя, эпоху на дворе, помещение, где это рассказывается, для кого это рассказывается, а главное во имя чего это рассказывается.
– Юмористы жалуются, что уровень современного юмора упал ниже плинтуса. Вы с этим согласны? 
– Зачем они жалуются? (Смеется) Не надо находиться на этом уровне! Находиться там и жаловаться? Не находись там сам и подтягивай остальных. Конечно, вседозволенность сейчас повергла в такие низы, особенно начинающих, что действительно есть повод для беспокойства. Ругаться матом, с моей точки зрения, это нравственное преступление. Сейчас модно выдавать это за искусство, но это не искусство, а хулиганство! Молодежь ведь подумает, что это норма, что так можно разговаривать везде и всюду.
Общаясь с человеком, чья фамилия в нашей стране уже стала синонимом юмора, можно отметить, что Евгений Ваганович – человек с высокой культурой общения, тактичный и деликатный. Хамство, похоже, ему совершенно чуждо. Возможно, поэтому сразу вспоминается факт из биографии артиста о том, что он принадлежит к древнему дворянскому роду, а его фамилия в действительности звучит не Петросян, а Петросянц (буква «ц» обозначает принадлежность к высокому сословию). Сейчас многие говорят о снижении нравственной культуры, но так искренне и по-детски наивно говорить об этом получается, наверное, только у Евгения Вагановича. 
– Евгений Ваганович, над какими шутками Вы смеетесь?
– Я люблю шутки, когда и смешно, и остроумно. Бывает, что остроумно, но не смешно, а бывает, что смешно, но не остроумно. Я люблю, когда и то и другое. Вот тогда искренне радуюсь и смеюсь.
Молодые «новаторы» юмора сейчас безжалостно низвергают кумиров прошлого, артисты старшего поколения часто становятся для них объектом насмешек. Это характерная тенденция в современном юморе, ибо в нем становится все меньше социального и все больше частного «пересмешничества». Самым излюбленным юмористическим приемом сейчас часто является элементарное и неприкрытое оскорбление личности. Юмор становится злым и саркастическим, назначение юмора как сатирического лекарства для лечения пороков общества, похоже, уходит в прошлое. В то же время общество во все времена нуждалось в тех, кто смог бы перевести им происходящие в стране события на язык юмора, а правдивость сказанного было и будет мерой определения социальности остроты. Ведь многие до сих пор воспринимают события прошлого сквозь призму удачного юмора, донесенного устами талантливых сатириков. 
Общение продолжается.
– Как Вы считаете, есть ли место сатире в современном юморе?
– Конечно, есть. Когда артист выступает приватно, для какой-то отдельной прослойки (возрастной, тематической, профессиональной, в ночном клубе или в узком кругу), это одно. Когда же артист выступает на весь русскоязычный мир, это совсем другое. Это уже ответственность. Тут надо нравственно разобраться, где что лежит. Я считаю, что артист, выступающий для всего народа, должен выражать интересы этого народа (не кого-то наверху, не кого-то внизу, а всего народа), утверждать идеологию жизни простого человека, говорить о том, что ему мешает, какой абсурд его окружает, что его волнует. Если вот это будет, тогда все нормально. Но не спешите, пожалуйста, упрощать. Даже если звучит простая несоциальная шутка, если я сказал и зритель насмеялся вдоволь, что же произошло? У него поднялось настроение, а это очень важно: смех вырабатывает гормоны, которые укрепляют иммунитет, поэтому терапевтический оттенок тоже нельзя сбрасывать со счетов. Во-вторых, что говорит шутка, которая летит от говорящего к слушающему? Она говорит: «Не унывай. Все будет хорошо, посмотри на жизнь веселыми глазами». Когда до 1991 года шла перестройка, я был очень острым артистом, высмеивая все и вся. Я первым за 2-3 года до газет заговорил о коммунизме, о Ленине, о генеральном секретаре, о чем угодно. Говорил о войне в Афганистане до того, как она закончилась, тогда, когда о ней все молчали. Я действительно был острым артистом и в 1992 году. Что должен делать юморист в такое непростое для народа время? Сатирик должен был веселить народ, потому что царил всеобщий шок! Реформы повергали людей в какой-то анабиоз, цены выросли в 1000 раз. Тут было уже не до политики. В это время я начал выпускать чисто юмористические монологи, говоря этим: «Не унывай!» Потом был период, когда я вернулся к политике. После этого говорил о психологии, человеческих характерах, взаимоотношениях и т.д. Политический оттенок в выступлении может быть? Конечно! Социальный? Безусловно! Наша жизнь состоит из многих вещей, так и юмор должен состоять из многих оттенков. 
Евгений Ваганович не только талантливый эстрадный артист, но и высокопрофессиональный теоретик юмора. Он является автором множества книг, исследующих природу юмора. Он изучил эту тему изнутри и, похоже, может беседовать об этом часами. Рассуждая на такие близкие и волнующие его темы, он становится очень эмоциональным, в голосе появляются высокие ноты. Его энергии могло бы с лихвой хватить на зрительный зал в тысячу человек, поэтому журналистов, стоящих в полутора метрах от него, в какой-то момент просто накрыло эмоциональной волной юмориста. 
– Евгений Ваганович, какой Вы человек вне сцены?
– Это вопрос трудно-непонятный, потому что оценивать, какой я человек, должен не я, а другие. Трудно сказать. Наверное, в жизни я очень противный. Руководитель я точно требовательный, потому что защищаю интересы театра.
Впрочем, журналистам во время общения с артистом не удалось разглядеть темные стороны личности юмориста. Не сумели заметить они ни высокомерия, ни признака звездной болезни, ни раздражительности, ни чего-либо еще. Сложилось впечатление, что Евгений Ваганович – мягкий и доброжелательный человек, уважительно относящийся к людям. 
Евгений Ваганович процитировал цитату из своей сольной программы прошлых лет: «Из чего состоит жизнь наша? Из секунд и дней, часов и месяцев складывается жизнь наша, и не унывать бы, а радоваться. Завтра все равно выглянет солнце, улыбнется мне любимая, придут друзья мои верные, только сегодня нам нужно сделать то, что нужно». 
В творчестве юмориста нередко прослеживаются и лирические нотки. Евгению Петросяну блестяще удаются образы трогательных людей, умеющих подвести черту под всем вышесказанным таким образом, что на глазах зрителей выступают слезы. Наверное, это и есть высший пилотаж юмориста: уметь вызывать у зрителей не только смех, но и слезы.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Яркая Италия и тихая моя Родина

Посетители экспозиции смогли увидеть 23 работы, посвященные Италии и городу Риму, и 19 картин с пейзажами среднерусской природы.

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Научиться у звезды

Дмитрий Маликов дал мастер-класс для юных музыкантов нашего региона


Как сообщили в областной пресс-службе, в Тамбове Народный артист России провел юбилейный тридцатый мастер-класс для воспитанников музыкальных школ. Как признался певец и композитор, в Тамбове он был год назад и поздравлял милых дам с 8 Марта. Ему очень понравилась атмосфера города, поэтому он хотел вернуться. И вернулся. Возвращение состоялось не с обычным концертом, а с большой благотворительной акцией. Ее цель – стимулировать детей к занятиям музыкой. По убеждению Дмитрия Маликова, даже если мальчишки и девчонки, пришедшие к нему на урок, не станут настоящими музыкантами, начальное музыкальное образование им все равно пригодится: благодаря ему они повысят уровень своей культуры и будут лучше разбираться в музыке.

Свой мастер-класс на тамбовской земле Дмитрий Маликов начал с исполнения 2-й части 2-го концерта Сергея Рахманинова. После этого он обратился к своим юным ученикам с небольшой речью, в которой рассказал о значении музыкального образования. Глава региона Олег Бетин выразил музыканту огромную признательность за просветительскую деятельность, а ребятам, собравшимся в зале, пожелал успехов в их занятиях музыкой. Дмитрию Маликову губернатор вручил благодарственное письмо за реализацию его социального проекта, а также набор книг о Тамбовщине. Кроме того, он пригласил посетить Рахманиновский фестиваль.

Следует отметить, что Сергей Рахманинов – любимый композитор Дмитрия Маликова. О нем, о каждодневных занятиях, а также о любви к музыке говорил с ребятами гость. И, конечно, играл на рояле. Он исполнял как классические произведения, так и музыкальные композиции собственного сочинения. В зале собралось более пятисот детей из музыкальных школ Тамбова, Мичуринска, Знаменки и Котовска, их педагоги и родители. И каждый мог наблюдать за манерой исполнения композитора, так как специальная камера крупным планом демонстрировала его руки.

После полуторачасового мастер-класса композитор рассказал о своем проекте местным журналистам. Идея давать бесплатные уроки музыки родилась год назад, когда на очередных гастролях в Сибири Дмитрия Маликова попросили провести мастер-класс в одной из музыкальных школ искусств. «Мне настолько это понравилось, настолько меня вдохновило, что я понял, что такие уроки музыки в разы полезнее, чем эстрадный концерт. Так и родилась идея проекта. Потом я обратился к представителю Президента в Приволжском федеральном округе, а тот в свою очередь познакомил меня с полномочным представителем Президента в ЦФО Александром Бегловым. Федеральные власти и главы регионов поддержали этот проект, за что я им очень благодарен», – рассказывает Дмитрий Маликов.

С «Уроками музыки» композитор объехал уже 30 регионов, впереди еще почти столько же. На собственном примере в каждом городе известный артист доказывает ученикам школ искусств, как важно заниматься музыкой, не лениться и не бросать занятия. Культурных, образованных людей должно быть больше, считает артист. «Я призываю родителей отдавать детей учиться музыке. Хочу, чтобы дети не бросали занятия, ведь начальное музыкальное образование – это обязательная вещь для современного культурного человека. Я считаю, что в этом моя миссия и этим я могу помочь своей стране».

Мастер-классом в Тамбове Дмитрий Маликов остался доволен. Зал был забит, каждое выступление певца и юных музыкантов зрители встречали овациями. «Вот мне сказали сегодня, что у вас в музыкальных школах не хватает мест, много детей хотят учиться музыке, а в других городах я сталкиваюсь с обратным: есть большие недоборы, например, духовых инструментов, струнников. Поэтому Тамбов на меня произвел очень приятное впечатление. Очень порадовали дети: они слушали внимательно и реагировали хорошо».

Ребята действительно продемонстрировали высокий класс. Перед тем как выйти на сцену вместе с маэстро, им предстояло выполнить непростые домашние задания. Так, учащиеся колледжа при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова Дмитрий Кишкин и Елизавета Чернова в шесть рук (совместно с артистом) сыграли одну из сложнейших фортепианных пьес «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова в обработке Маликова. Как признался потом Дмитрий, далеко не в каждом городе исполнители решаются на такой подвиг и справляются с этим произведением. А вот Артур Степанян из ДШИ №3 Тамбова удивил музыканта собственной композицией. Дмитрий похвалил начинающего композитора и настоятельно посоветовал ему и дальше заниматься сочинением музыкальных пьес.

Как признается Дмитрий Маликов, по-настоящему одаренных детей немного, но они есть. И его задача – их выделить и поддержать. Для этого народный артист планирует провести большой гала-фестиваль в столице, на который соберутся все самые яркие звездочки из разных регионов, играющие на различных музыкальных инструментах в разных жанрах и стилях.

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Маликов преподаст урок

10 апреля принц российской эстрады, как называют Дмитрия Маликова, представит в Тамбове свой социальный проект «Уроки музыки»

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Шутки, смех и в горле ком

В ДК «Авангард» состоялся финал Мичуринской открытой лиги Клуба веселых и находчивых «Молоко»


Такое название является юмористической интерпретацией аббревиатуры МОЛК (Мичуринская открытая лига КВН). Впрочем, большинство игроков стараются придумывать интересные имена не только турнирам, но и своим командам. Не были исключением и участники нынешнего городского конкурса: «В горле точка ком» (сборная Мичуринского государственного аграрного университета); «Анджелина Джоли» (Рассказово); «Черное и белое» (Котовск); «Щи» (сборная социально-гуманитарного факультета МичГАУ). Вне конкурса выступила тамбовская команда «4-й этаж».

Современное телевидение показывает состязания КВН в двух лигах, поэтому большинство любителей клубных игр привыкли к интересному и качественному юмору. Зрители, смотревшие игры от случая к случаю, заранее считали провинциальные состязания слабым отражением телевизионного шоу. Однако мы увидели в ДК «Авангард» очень интересное представление, которое могло иметь полное право конкурировать с передачами Первого канала. Действительно, в выступлениях команд имелись «слабые места», но их было совсем немного. По мнению настоящих знатоков игры, некоторые шутки оказались недостаточно острыми потому, что представители Рассказово и Котовска решили следовать «классическим» сценариям, успешно используемым командами из Нягани и Пятигорска. Когда наши игроки отправлялись в «свободное плавание» и не сосредотачивались на элементах подражания, то их номера получались просто великолепными. По-настоящему поразил «Триатлон», где участники должны были сочинить короткие афористичные шутки. Зрители получили настоящее удовольствие, а победили в конкурсе рассказовские девушки, показавшие стопроцентный результат. Настоящими звездами праздника стали студенты мичуринского университета, участники команды «В горле точка ком» (в горле.com), проявившие лучшие качества: остроумие, артистизм и находчивость. Студенты никому не подражали, опирались на собственную оригинальную режиссуру, сценический образ и постановку, словом, играли не хуже высшей лиги. Может быть, даже лучше. Они работали очень качественно, поэтому по праву заслужили первое место и приз зрительских симпатий. Вторыми стали юноши и девушки из Котовска, третьими – рассказовские квнщики. Однако борьба была равной, просто мичуринские «веселые и находчивые» оказались немного точнее и острее своих конкурентов. Следует также отметить высокий профессионализм ведущего Артема Новикова, уверенно руководившего представлением: его остроумные комментарии были ярки и интересны.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Две легенды

В Мичуринском драматическом театре состоялись премьеры спектаклей «Медея» и «Легенда о золотой антилопе»

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

Новые передвижники

В Мичуринском краеведческом музее открылась выставка членов Тамбовской творческой организации художников «Грань» «Касаясь кистью красоты»


Художники Н.Г. Богданов, Е.Н. Еркин, В.В. Жабин, О.В. Краскова, Е.Н. Климов представили на выставку свои живописные работы. Эти близкие по духу и творчеству авторы несколько лет назад объединились в творческую организацию «Грань». Они начинали свою выставочную деятельность на заводах, устраивая так называемый «рабочий полдень» (выставка во время обеденного перерыва). Потом они объездили со своими картинами почти всю Тамбовскую область. В Мичуринске их выставка состоялась впервые. Деятельность объединения, как говорят сами художники, направлена на то, чтобы нести искусство людям. Идею проведения выставок в разных городах и районах они позаимствовали у великих мастеров-передвижников. Творчество художников многогранно, но у них много общего. Их работы реалистичны, просты и понятны. Пейзажи, храмы, деревеньки, красоты родной земли – это всегда находит отклик в сердце русского человека. Художники стремятся, чтобы их картины были одинаково понятны и людям, разбирающимся в искусстве, и тем, кто далек от художественной эстетики. Одной из самых высоких оценок своего творчества они считают отклик простых, не искушенных в искусстве людей. Действительно, их творчество достаточно легко воспринимается. Продолжая традиции художников-реалистов, они безошибочно создают образы, которые никого не могут оставить равнодушным. Пятый член организации «Грань» Ольга Краскова привнесла в творчество художников неповторимое женское начало, разнообразив выставку интересными женскими образами. 

Известный тамбовский коллекционер Ю.Н. Носков приобрел на выставке одну из картин объединения под названием «Тучи над Европой». На открытии выступил детский областной хор «Начало» при Тамбовском камерном хоре им. С.В. Рахманинова под руководством Т.И. Шевченко и актриса Тамбовского драматического театра Ольга Сирото.
  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...

«Дуб Мичурина» стал памятником живой природы

По оценке тамбовских специалистов, он представляет эстетическую, научную, биологическую, историческую и культурную ценность

  • Опубликовано в Культура
  • Оцените материал
    (0 голосов)
Подробнее ...
Подписаться на этот канал RSS