Влияние рациональной и иррациональной информации на взаимопонимание

Пример из жизни.

Диалог двух товарищей. Один говорит другому: «Слышал, что вчера предлагал Иванов?». А другой в ответ: «Ах, этот! Так он со своими глупостями уже надоел всем. Не сильно-то и хотелось его слушать, поэтому и ушел до того, как он начал говорить».

Этот пример свидетельствует о том, что нежелание слушать и, как следствие, анализировать и принимать или не принимать позицию оратора, произошло не на рациональном или осмысленном уровне, а как-то иначе. Собеседник просто не захотел выслушать речи говорившего, понять их смысл, а отторжение позиции оппонента уже произошло. Следовательно, важным является не только способность правильно, с точки зрения законов логики, формулировать произносимые доводы, которые являются убедительными и доказательными на рациональном (то есть осмысленном) уровне. Принятия взглядов собеседника зависит еще и от непосредственного отношения к собеседнику.

Научными исследованиями в области психологии было установлено, что информация, передаваемая собеседнику, бывает двух видов:

рациональная;
иррациональная.

Рациональная информация осознается воспринимающим, осмысливается его разумом и является продуктом этого разума. Это та информация, которая вполне осознанно передается партнеру по общению. Принятие такой информации собеседником зависит от того, насколько она не противоречит собственным знаниям и взглядам оппонента. Но даже если эта переданная информация оценена партнером по общению как правдивая и непротиворечивая, это не значит, что она будет принята собеседником как своя собственная. В этом случае можно услышать ответ, наподобие такого: «Все правильно сказано, но, тем не менее, я не согласен».

Иррациональная информация – это та информация, которая поступает помимо воли говорящего, на подсознательном уровне. Можно сказать, что это информация о самом партнере, о его личности. Антипатия к человеку, негативное к нему отношение может с легкостью заблокировать принятие информации. Обычно такая иррациональная информация может поступать собеседнику как осмысленным путем (когда кто-то что-то когда-то говорил о собеседнике), так и личным восприятием (через анализ голоса, манеры держаться, анализ речевых оборотов). Несомненно, что такая информация о человеке на иррациональном уровне может быть как положительной, так и негативной. Поэтому, принятие или непринятие позиции собеседника зависит не только от интеллектуального содержания информации, которая намеренно передается, но и личного отношения слушателя к партнеру по дискуссии. Причем такое принятие позиции собеседника в свою систему ценностей произойдет легче, если слушатель испытывает симпатию к собеседнику, и наоборот, труднее, когда имеется негативное или неприязненное отношение.

Новости Мичуринска

Наименование СМИ: "Мичуринская мысль"

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "редакция газеты "Мичуринская мысль".

Главный редактор: Поляков Д. А.

Адрес электронной почты редакции: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Teлефон редакции: 8 (475-45) 5-02-21

Адрес редакции: 393760, Тамбовская обл, г. Мичуринск, ул. Красная, д. 97А, к. 1

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-70559 от 25 июля 2017 года.